Энергия двигателя в машинах не используется напрямую: для обеспечения грамотной работы механизма важны обороты и крутящий момент определенного уровня, который передается исполнительному устройству. Редуктор выступает «посредником» в передаче и преобразовании вращательного движения от двигателя, представляет собой сложный механизм, для которого требуется изготовление шестерен, валов, подшипников и других элементов.
Определение и виды редукторов
Редуктор – механизм, передающий крутящий момент, а также изменяющий его в направлении, силе, скорости. Основное назначение редукторов заключается в изменении крутящего момента, оборотов, поступающих от двигателя. В производственных процессах с помощью редукторов реализуют приводные системы в:
- мощном станочном оборудовании;
- запорных механизмах тяжелых конструкций;
- подъемных и удерживающих устройствах.
Редукторы широко применимы в подъемно-транспортном оборудовании, лесозаготовительных установках, машиностроительной отрасли, сельскохозяйственной технике и т. д. По своему исполнению редукторы многообразны и делятся на виды по нескольким параметрам:
- по типу передачи – выделяют зубчатые, червячные и планетарные механизмы;
- по количеству ступеней – одноступенчатые и многоступенчатые;
- по профилю и расположению зубьев на шестернях – цилиндрические, конические и пр.;
- по относительному расположению валов – горизонтальные и вертикальные.
Составные части механизма
Стандартное устройство редуктора включает следующие рабочие элементы:
- литой чугунный или сварной стальной корпус;
- комплект подшипников;
- валы – входной, выходной, и иногда промежуточный;
- детали, передающие усилие, – зубчатые колеса, червячные элементы.
Для сборки редуктора необходимо большое количество операций металлообработки: изготовление шестерен, создание корпусных деталей, шлифовка валов и пр. Схема расположения вышеописанных деталей зависит от типа редуктора. Также механизм может быть дополнен вспомогательными элементами – уплотнителями, шпонками, регулировочными кольцами, прокладками.