Металлорежущие станки – одна из самых широких и распространенных категорий металлообрабатывающего оборудования. Техническое обслуживание и ремонт станков металлообработки объединяет то, что и те, и другие операции должны проводиться своевременно и в полном объеме.
Для чего нужно техническое обслуживание?
Операции технического обслуживания обеспечивают поддержание бесперебойного рабочего состояния металлообрабатывающего оборудования. Ответственность за обслуживание оборудования лежит непосредственно на работнике и дежурном ремонтном персонале. Техническое обслуживание подразделяется на несколько этапов.
Визуальный осмотр оборудования
Такой способ оценки технического состояния оборудования под силу самому работнику, выполняющему операции на станке:
- оценка степени износа поверхностей, подверженных трению, траверс, кареток, станин;
- проверка исправности переключения рукояток;
- подтягивание креплений;
- оценка натяжки цепей, ремней, лент;
- проверка функциональности оградительных и других защитных устройств оборудования;
- проверка нагреваемости подшипников;
- оценка величины показателей вибрации и шума станочного оборудования;
- проверка надежности фиксирующих инструментов (кулачков, струбцин);
- диагностика исправности системы подачи смазки, охлаждающих жидкостей;
- обнаружение протечек этих систем.
Замена смазки
Обновление смазочных жидкостей носит регулярный характер, производится с интервалом не более 800 часов работы станка и включает в себя следующие операции:
- слив отработанной жидкости;
- очистка и промывка масляных баков и емкостей от загрязнений и осадка;
- промывка системы смазывания щелочным раствором (10 мин);
- промывка системы маслом (15 мин);
- заправка свежей смазочной жидкости.
Частичная разборка или вскрытие отдельных узлов
В перечень операций, осуществляемых дежурной ремонтной бригадой, входит:
- снятие крышек узлов и механизмов и проверка вращающихся сопряжений;
- диагностика тормозных систем и регулировка фрикционов;
- корректировка натяжения и замена изношенных пружинных механизмов;
- корректировка зазоров в винтовых передачах;
- регулировка шпиндельных подшипников;
- определение и прогнозирование износа и выхода из строя деталей и элементов.