Снижение активности потребителей металлопроката отразилось на производителях — карантин выбил почву из-под ног у всех без исключения. У крупных предприятий сработала подушка безопасности, а у бизнесменов малого и среднего звена возникло много сложностей. Те, кто во время кризиса сможет извлечь уроки из сложившейся ситуации, смогут в дальнейшем опередить своих конкурентов.
Приоритетные направления в сфере оптимизации закупок:
- обновление процесса поставки сырья и материалов;
- прогрессивные методы сокращения расходов на автоматизацию процессов и финансовые операции.
Как наладить обмен информацией с поставщиками
Исходя из того, что доля исходных материалов в себестоимости товаров составляет от 50 до 70%, сокращать следует именно этот пункт затрат. Прежде всего, необходимо постоянно отслеживать информацию о поставщиках. Ситуация на рынке в наше время меняется стремительно. После того, как выбор сделан, произвести анализ:
- баланса качество — цена;
- сроков и условий поставки сырья и материалов;
- гарантий производителя;
- расходов и времени на оформление документации;
- стоимости доставки, складирования, учета и прочих затрат на логистику.
Применение современных технологий управления запасами не должно исключать и старые проверенные методы работы с поставщиками: умение договариваться и гибкий подход к решению финансовых вопросов.
Комплекс мероприятий для исключения складских издержек
- С учетом изменившейся в период эпидемии ситуации, когда освобождаются или дешево сдаются многие площадки для хранения, стоит задуматься об аренде складов.
- Уменьшение складских издержек достигается наиболее точным расчетом количества сырья, необходимого для производства. Вы получите экономию на остатках, не придется хранить лишние материалы и обеспечивать их сохранность.
- Если грамотно определиться с местом расположения на складе поступившего сырья, уменьшится количеством технических зданий для персонала, это сэкономит фонд заработной платы.
На повестке дня – самые актуальные методы
Современное металлообрабатывающее предприятие не может обойтись без создания собственной сети дистрибьюторов. В ее функции входит анализ финансовых показателей и разработка методик контроля поставщиков, а результатом деятельности является расширение рынков сбыта. Многие предприятия малого и среднего бизнеса уже запустили подобную программу.
Очень актуальный способ в наше непростое время — участие в аукционах с целью уменьшения издержек на закупку. На таких мероприятиях можно найти специальные предложения по металлопрокату, например, выбрать сырье не самого высокого качества, но соответствующего вашим потребностям. Некоторые поставщики автоматизировали этот процесс и проводят аукционы в онлайн формате.
Для минимизации рисков при нарушении сроков поставки желательно иметь постоянных альтернативных поставщиков. А процесс сотрудничества с текущими партнерами направить на получение максимально выгодных условий. Отыскивать программы лояльности, системы скидок и бонусов. Многие поставщики для привлечения клиентов предлагают накапливать баллы и за это получать информацию о перспективных предложениях в числе первых. Систематизация работы с портфелем конкретного поставщика позволит вам оценить спектр его услуг и сервисов.
Применение категорийного менеджмента выведет сотрудничество поставщиков и заказчиков на новый уровень. Основными понятиями этой концепции являются бизнес-единицы и категории, а суть такая же как в компьютерных системах Windows и 1С. То есть менеджеры объединяют закупочные материалы в категории и производят с ними необходимые операции. Применительно к поставщику это означает более эффективное формирование запроса среди тех, кто предлагает весь набор материалов на самых выгодных условиях. В конечном итоге оптимизируются:
- цена;
- документооборот;
- время поиска;
- логистика.
Координация финансов
В нынешней кризисной ситуации предоплата от заказчика – большая редкость, чаще приходится выполнять заказ на деньги из собственных оборотных средств. Получить заем в банках достаточно хлопотно и часто не выгодно. Но многие компании совместно со Сбербанком нашли альтернативное решение — комплекс программ кредитования под закупку металла. Если вы объединитесь для решения финансовых вопросов со своим поставщиком, вам могут присвоить высокий скоринговый балл, а это:
- рассмотрение заявки на кредитование в ускоренном темпе;
- бесплатная отсрочка платежей;
- банковская гарантия на крупную сумму под 4% годовых;
- универсальный кредит до 25 млн рублей.
Следующим шагом для организации адресного хранения товаров на складе станет ретейл. Теперь он нашел применение не только в розничной торговле, но и для металлопроката. Retail обозначает закупку или изготовление большого количества товарного продукта и дальнейшей отгрузки его мелкими партиями.
Системы автоматизации закупочной деятельности
Один из эффективных способов автоматизация закупок — применение программного обеспечения для обработки данных:
- Норбит— эксперт на рынке ИТ-консалтинга для автоматизации бизнеса;
- ERP-системы с модулями управления взаимодействия с поставщиками («1С», Directum);
- SAP— самое современное планирование ресурсов на основе архитектуры "клиент/сервер".
Следует учесть, что их внедрение требует некоторых инвестиций.
Другое решение — сервисы для обмена электронными документами, отслеживающие поступления на склад по штрих-кодам, что исключает ошибки ручного ввода.
Значительно меньше финансовых затрат требуется для внедрения электронного документооборота СБИС или ДИАДОК — проверенных временем провайдеров. К их преимуществам можно отнести безопасный канал для передачи данных и удобный поиск.
В итоге оптимизация закупок не слишком затратное мероприятие. А выгоды для сохранения и развития бизнеса очевидны.