Главным элементом реечной зубчатой передачи, как и следует из названия, является зубчатая рейка. Эта деталь обеспечивает зацепление шестерни, изменяющее тип движения: вращение привода преобразуется в перемещение по заданной траектории. Реечные передачи имеют различное конструктивное исполнение, благодаря чему они распространены во многих механизмах.
Назначение
Зубчато-реечная передача, которую также называют «рейка-шестерня», предназначена для преобразования вращательного движения шестерни в поступательное движение рейки и наоборот. Характерная особенность зубчато-реечной передачи – ее практически неограниченная длина. Зубчатые рейки укладывают в ряд, затем их стыковочные части подгоняют для выдерживания модуля.
Зубчатая рейка и шестерня, в зависимости от конструктивного исполнения, могут иметь различное соединение: прямо-, косозубое и многорядное.
Разновидности и эксплуатация
Наиболее распространены в промышленности реечные передачи с прямозубым соединением. Если механизм не требует высокой точности смещения, детали для передачи могут быть отлиты из чугуна. Несмотря на шероховатость поверхностей и как следствие высокое шумообразование, чугунные передачи пользуются спросом из-за своей неприхотливости, устойчивости к высокотемпературным воздействиям, невосприимчивости к оседанию и скоплению пыли. Особую популярность реечные передачи из чугуна получили на литейно-металлургических заводах. Помимо чугуна, в производстве реек и шестерен задействуют конструкционные и легированные стали, которые с целью повышения нагрузочной способности поддаются термической и химико-термической обработке.
Косозубые реечные передачи характеризуются большим усилием при зацеплении, ведь их элементы имеют увеличенную площадь контакта поверхностей. При этом работают они тише чугунных прямозубых пар. Расположение зубьев под углом требует повышенной точности изготовления деталей и тщательной регулировки узла. Применяются косозубые реечные передачи преимущественно в машиностроении.
Зубчатая рейка и шестерня в паре применяются в:
- металлообрабатывающем оборудовании;
- термопечах;
- сдвижных воротах;
- подъемниках и фуникулерах;
- кран-балках;
- строительной технике;
- медицинских установках;
- автомобилестроении и т. д.
Основные преимущества
К достоинствам зубчато-реечных передач относят:
- удобство монтажа;
- простоту обслуживания узла;
- высокие динамические характеристики;
- высокую надежность работы;
- неограниченную длину хода;
- компактность;
- большой ресурс;
- высокие показатели КПД.
Благодаря этим преимуществам рейка-шестерня превосходит аналогичные узлы, она отличается большей эффективностью, а ее изготовление имеет высокий спрос.