Шкив представляет собой фрикционное колесо, передающее или получающее крутящий момент от приводного ремня. Такими деталями оснащаются многие станки, двигатели, бытовая техника и электрические инструменты. Чтобы сделать приводные ремни и шкивы взаимозаменяемыми, типоразмеры, технологические требования и маркировка деталей стандартизированы.
Назначение детали
Конструктивное исполнение шкива представлено двумя частями: ободом и ступицей. Обод может быть гладким, с углублением по окружности, с канавками или зубьями – для зацепления с ремнем. Ступица является внутренней частью шкива и отвечает за его крепление на валу. Посредством приводного ремня или каната шкивы передают нагрузку с одного вала на другой, тем самым образуя ременную передачу.
Изготовление шкивов для ременных передач востребовано в станкостроении, сельскохозяйственной технике, транспортных системах и подъемных механизмах. Шкивы различных типов и диаметров используются в:
- тепловых двигателях;
- компрессорных установках;
- подъемно-транспортных машинах – лифтах, эскалаторах и пр.;
- сплит-системах;
- дорожной технике;
- бытовых приборах;
- электроинструменте и т. д.
Широкое распространение шкивы получили благодаря простой конструкции, возможности передавать значительные мощности, плавной и бесшумной работе передачи. Также к преимуществам шкивов следует отнести:
- обеспечение высокой точности синхронного вращения;
- возможность работы с большими угловыми скоростями;
- способность передавать крутящий момент на большие расстояния.
Материалы изготовления
Изготовление деталей по чертежам требует тщательной разработки проекта, рассмотрения условий и интенсивности будущей эксплуатации шкива. Особое внимание уделяется не только конструктивному исполнению детали, но материалу ее изготовления. Шкивы могут быть:
- чугунными – такие детали удобны в обработке, прочны и отличаются низкой ценой;
- стальными – получаемые изделия устойчивы к большим температурным перепадами и значительным динамическим нагрузкам;
- алюминиевыми – шкивы из алюминия и его сплавов не подвержены коррозионному разрушению, часто используются в малонагруженных передачах;
- пластмассовыми – эти детали применяются в компактных механизмах и малогабаритных устройствах;
- изготовленными из композитных материалов – наиболее дорогой вариант производства, при котором получают детали, устойчивые к неблагоприятным воздействиям внешней среды, сочетающие в себе высокую прочность и малый вес.
Разновидности шкивов
В зависимости от типа приводного ремня и способа крепления детали на валу, современные металлообрабатывающие предприятия выпускают шкивы в различных вариантах исполнения:
- клиновидные – применяются в сельскохозяйственной технике, горнодобывающем оборудовании, вентиляционных системах;
- зубчатые – используются в текстильном, печатном, пищевом оборудовании;
- поликлиновые – востребованы в машиностроительной отрасли;
- плоскоременные – применяются при сборке генераторов, изготовлении кузовов;
- круглоременные – пользуются спросом в приборостроении, производстве бытовой техники;
- вариаторные – применяются в легковых автомобилях, конвейерных установках и др.
Также выпускаемые шкивы делятся на три категории: под втулку, под расточку или под фиксированный диаметр.